Великий Устюг. Церковь Вознесения.
Церковь вознесения – древнейший из сохранившихся храмов города. Она стоит на месте, где с XIII века находился деревянный храм, много раз горевший и восстанавливаемый вновь. Существующий храм построена 1648 году на средства устюжского купца Никифора Ревякина.
Храм представляет собой сложную, многообъемную композицию, возникшую, вероятно, в результате нескольких строительных периодов.
Убранство фасадов храма Вознесения представляет собой шедевр декоративного мастерства и достойно специального исследования.
При первом взгляде на план Вознесенской церкви бросается в глаза то, что торжественно оформленная, парадная западная лестница ведет в маленькие и скромные помещения второго этажа, тогда как вход в основной храм расположен сбоку под лестницей. Разгадку этого вопроса подсказывает анализ кладки нижней части юго-западных стен здания: могучие арки первого этажа храма заложены явно позднее, и можно предполагать, что в старину они были открыты и образовали галерею-паперть, по своему происхождению весьма близкую к аналогичным мотивам деревянного зодчества. Правдоподобность такого предположения подтверждается и данными писцовой книги 1676–1683 гг., авторы которой сообщают, что церковь Вознесения была расположена «на взмостье». Под сводами этой галереи, очевидно, и находился первоначальный южный вход, который вел в трапезную, а оттуда – в главное помещение церкви. Таким образом, можно предполагать, что вход этот, обращенный на юг к Спасским воротам Городища, был трактован не менее парадно, чем западный, тогда как расположенный под лестницей и вызывающий естественное недоумение современный вход в храм имеет явно позднее происхождение и был устроен лишь после закладки арок нижней галереи.
В неразрывной связи с общей живописной композицией Вознесенской церкви находится и ее богатое декоративное убранство, придающее всему сооружению особую нарядность и «изукрашенность». По аналогии с московскими храмами середины столетия основной четверик здесь имеет традиционное трехчастное членение приставными парными полуколонками и увенчивается сложным нависающим декоративным поясом, в состав которого входят такие типичные для XVII в. детали, как городчатые карнизы, сочные кирпичные профиля, мелкие квадратные ширинки (кокошники - по три на каждом фасаде). Один из основных элементов убранства стен храма богато профилированные и исключительно разнообразные наличники окон, завершения которых выполнены в виде треугольных фронтончиков или варьируют форму кокошника и покоятся на тонких нарядных полуколонках. Кроме того, в общей композиции окон важную роль играют великолепные кованые решетки XVII в., сохранившиеся до нашего времени в окнах придела Всех Святых. Декоративное убранство барабанов венчающих глав храма представлено нарядными, сочными кирпичными карнизами и характерными для древнерусского зодчества аркатурно-колончатыми поясами.
Величественный пятиярусный резной золоченый иконостас церкви Вознесения, возведенный в 40 – 50-е годы XVIII века, – один из ранних сохранившихся барочных иконостасов Великого Устюга. Плоскорельефная сквозная растительная резьба тонким изящным орнаментом покрывает тумбы под иконами местного ряда. Более богатая объемная резьба украшает царские врата и разделительные колонки верхних ярусов. Завершается иконостас резным «Распятием», по сторонам которого расположены парные фигуры ангелов, выполненные на рубеже XVII–XVIII веков в технике плоскорельефной резьбы.
В настоящее время в церкви Вознесения расположен Музей древнерусского искусства, открыты выставки: «Великие подвижники земли Русской святые праведные Прокопий и Иоанн, Устюжские чудотворцы», «Иконостасы Великого Устюга, орнаментальная резьба, деревянная скульптура». Представленные на этих выставках наиболее ценные экспонаты из фондов Великоустюгского музея-заповедника отражают высокую художественную культуру Устюжского края.
Храм Вознесения в Устюге отличается целостностью архитектуры, артистизмом, если только возможно применить это понятие к памятнику зодчества. Облик его лиричен.